Софт-Архив

аудиодоктор скачать торрент

Рейтинг: 4.1/5.0 (313 проголосовавших)

Категория: Торрент-файлы

Описание

Audio Doctor FSQ (образ компакт диска с документацией для его использования)

Audio Doctor FSQ (образ компакт диска с документацией для его использования)

Аудиодоктор скачать торрент

Поблагодарил(а): 2 раз(а)"> 0.64%

Образ тестового компакт-диска "Аудиодоктор FSQ" облегчит диагностику и правильную настройку трактов домашней и автомобильной звуковой аппаратуры. Методика FSQ разработана специально для проведения объективных и субъективных акустических испытаний. Мы подробно опишем все треки и расскажем, что вы должны услышать. И, разумеется, проведем курс лечения, если со звуком не всё в порядке.

Теперь о том, что и как мы будем слушать.

Что — понятно, вашу аудиосистему и именно в том месте в комнате, где вы обычно находитесь. Подчёркиваем это специально, поскольку звуковое поле в помещении неоднородно, возможны места, где возникают гудение и перекрёстные отражения.

А вот о том, как слушать, мы расскажем подробно.

Поскольку физической величины, однозначно описывающей качество звучания, в природе не существует, специалисты пользуются разного рода терминами. От самых простейших и неконкретных «лучше», «хуже» до более точных «чёткий», «размытый». Более верно эти словечки называются субъективными критериями. Их более 100 и многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что здорово усложняет акустические экспертизы и иногда даже нивелирует результаты. Попытки унифицировать терминологию проводятся во всём мире уже не один десяток лет, но до сих пор так и не увенчались успехом.

В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные субъективные критерии оценки качества звучания. К основным, которые будут фигурировать в тестовом диске «Аудиодоктор FSQ», относятся:

Запас по неискажённому уровню громкости.

Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).

Микродинамика звукового тракта.

Макродинамика звукового тракта.

Натуральность тембрального баланса.

Натуральность музыкального баланса.

Способность к линейному воспроизведению нижних частот.

Наличие шумов и помех.

Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.

Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Глубина звуковой сцены (эшелонирование).

Натуральность передачи музыкальной атаки.

Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.

Способность звукового тракта к передаче полифонии.

аудиодоктор скачать торрент:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Скачать музыку VA - Диски для тестирования акустики (2009) через торрент

    Скачать музыку VA - Диски для тестирования акустики / [2009, All, PCMWave] - торрент

    Скачать через торрент музыку вы можете, нажав на синюю кнопку.

    Аудиодоктор скачать торрентФормат: PCMWave, tracks , lossless

    Страна: All World

    Описание: В этом торренте представлены следующие диски для тестирования как домашней, так и авто акустики.

    02 - Средние частоты, фазировка

    03 - Высокие частоты, фазировка

    04 - Низкие частоты, фазировка

    05 - Свип-тон, левый канал

    06 - Свип-тон, правый канал

    07 - Низкочастотные тона

    08 - Равномерность АЧХ

    10 - Глубина сцены

    11 - Натуральность атаки и фокусировка сцены

    12 - Тембральный и музыкальный баланс

    13 - Макродинамика и полифония

    14 - Низкие частоты

    15 - Розовый шум

    16 - Розовый шум, фазировка

    42 - 100 dB @ 4kHz

    62 - 2nd Harmonic

    67 - 3d Harmonic

    02 - Spring, Con No.1 in E - Largo

    03 - Spring, Con No.1 in E - Allegro - Danza Pastorale

    04 - Summer, Con No.2 in G - Allegro Non Molto

    05 - Summer, Con No.2 in G - Adagio

    06 - Summer, Con No.2 in G - Presto

    07 - Autumn, Con No.3 in F - Allegro

    08 - Autumn, Con No.3 in F - Adagio molto

    09 - Autumn, Con No.3 in F - Allegro

    10 - Winter, Con No.4 in F - Allegro Non Molto

    11 - Winter, Con No.4 in F - Largo

    12 - Winter, Con No.4 in F - Allegro

    Прежде всего, не должно быть "каши" в верхней части СЧ-области. При воспроизведении не должно слышаться никакого среднечастотного "шмяканья", "присвиста", "пришептывания", "грязи" или иных режущих слух, напоминающих брак при записи, звуков, выпирающих над звуковым полотном.

    Стена гитарного звука должна характеризоваться бензопильной отчётливостью и забористостью. Тявкающий вокал (screaming) должен быть хорошо слышен и разборчив. То же касается и низкого утробного вокала (growling). Речь идет не о разборчивости слов, а о хорошей слышимости партий обоих вокалистов на фоне стены звука. Не должно быть ощущения нахождения в трубе или узком коридоре. Должно присутствовать ощущение открытого пространства.

    Примечание: некоторая кашеобразность высоких частот (тарелок) является свойством записи.

    Не должно быть "холодного" акцента на средних частотах. Не должно быть ощущения, что в миксе на первый план выведены вокал и ритм-гитара. Наоборот, при прослушивании должно возникать ощущение включённой тонкомпенсации - много верха, много низа. Высокие частоты должны звучать не грязновато, и как будто смазано, но бритвенно остро и предельно чётко.

    Не должно возникать ощущения "задвинутости" ударных на задний план. Работа барабанщика должна быть слышна предельно чётко, резко и акцентированно. Не должно возникать ощущения "жидкости", легковесности звучания.

    Примечание: несмотря на кажущуюся простоту, это - один из самых сложных треков для правильного воспроизведения.

    Бас-гитара должна звучать предельно выделенно, мясисто и чётко. Партия соло-гитары не должна резать слух или сильно "выступать" над общим звуковым полотном. Должно возникать ощущение огромного пространства. Звучание должно казаться излишне "красивым".

    Даже на одной паре АС должно возникать ощущение surround-звучания. Вокал должен находиться строго по центру и существенно позади колонок (по ощущению - буквально в нескольких метрах за ними).

    Должен ясно слышаться звон множества (мелких) монеток сродни тому, как это сделано в "Money" Pink Floyd, только существенно ярче и намного тоньше. Высокие частоты должны буквально хлестать по ушам, вызывая желание поморщиться. Бас должен быть собран, резок.

    Принцип примерно тот же, что и при оценке детонации. В идеале должен звучать чистый наркотический тон. Без призвуков, эха, дребезжания и дрожания.

    Должен ощущаться "воздух" в виде кратковременной реверберации большого зала. Должен слышаться хорошо цыкающий, рассыпчатый верх. Не должно быть излишней акцентуации на бумц-ритме, от которой начинает болеть голова.

    Скачать программу Тестовый диск АудиоДоктор бесплатно без регистрации

    Скачать бесплатно Тестовый диск АудиоДоктор от libsoftware.net

    Аудиодоктор скачать торрент

    1. Запас по неискажённому уровню громкости.

    2. Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.

    3. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).

    4. Микродинамика звукового тракта.

    5. Макродинамика звукового тракта.

    6. Натуральность тембрального баланса.

    7. Натуральность музыкального баланса.

    8. Способность к линейному воспроизведению нижних частот.

    9. Наличие шумов и помех.

    10. Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.

    11. Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

    12. Глубина звуковой сцены (эшелонирование).

    13. Натуральность передачи музыкальной атаки.

    14. Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.

    15. Способность звукового тракта к передаче полифонии.

    В 2004 году метод был применён для оценки КЗ аудиосистем мотоциклов. Программным материалом здесь служит тестовый диск «Moto audio FSQ» и специальный экспертный (судейский) протокол.

    Что — понятно, вашу аудиосистему на водительском месте. Подчёркиваем это, звуковое поле в салоне автомобиля неоднородно, и на других местах звук, как правило, отличается от водительского. Иногда кардинально. Мы даже советуем повторить прослушивания на других местах, чтобы точно знать лучшие и худшие «уголочки» в машине и не перепутать, куда сажать подружку, а куда тёщу.

    Как слушать? Физической величины, описывающей качество звучания, понятно, не существует, давая свои оценки, специалисты пользуются разного рода терминами. От расплывчатых «лучше», «хуже» до более точных «чёткий», «размытый» и так далее. Это — субъективные критерии, их более 100, многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что усложняет оценку качества звучания, порой нивелируя результаты. Попыткам навести здесь порядок уже не один десяток лет, но до сих пор ни одна не увенчались успехом.

    Аудиодоктор FSQ, Российский Hi-End

    Аудиодоктор FSQ

    Свобода Дмитрий Георгиевич 18.10.2016 Комментарии (0)

    Не так часто можно встретить слушателей, полностью довольных своим домашним звуком. В той или иной степени что-то кажется не таким или совсем не таким, как хотелось бы. И здесь начинаются мытарства по собиранию советов друзей и сочувствующих. Но восприятие звука дело субъективное и сугубо индивидуальное. И чаще всего результат следования таким советам приводит к парадоксальным явлениям – что-то из техники меняется на другое, как правило, более дорогое, а желанного успокоения от качественного звука не наступает – диагноз «звуковой хандры» оказывается неверным. Поэтому самым правильным будет разбираться со звуковыми проблемами самому. При правильной постановке задачи это можно сделать вполне успешно и достоверно.

    Для того, чтобы облегчить многим любителям музыки диагностику и правильную настройку звукового тракта, предлагаем воспользоваться разработкой Акустического центра МТУСИ — тестовым диском «Аудиодоктор FSQ» и специальной методикой FSQ для проведения некоторых объективных и субъективных акустических испытаний. Методика разрабатывалась почти 10 лет на основании данных, полученных по результатам длительной серии экспертных субъективных прослушиваний качества звучания звуковых трактов, проведённых на кафедре Радиовещания и Электроакустики МТУСИ. Первоначально метод FSQ предназначался только для домашних аудиосистем, но затем был адаптирован для субъективных испытаний мультимедийных систем, студийных мониторов и даже для экспресс-оценки качества звучания в салоне автомобиля (Car Audio FSQ). В 2001 году метод был опубликован и принят Международным обществом аудиоинженеров (AES).

    Ниже приведены ссылки для скачивания самого диска и инструкции по его использованию. В этих инструкциях подробно описано содержание дорожек тестового диска и то, как это должно быть услышано. Ну и, разумеется, приведены рекомендации о том, что нужно предпринять, если со звуком не всё в порядке.

    АудиоДоктор FSQ 2 скачать через торрент бесплатно

    АудиоДоктор FSQ 2

    Добавлено: 10 дек 2016, 00:56

    • Аудиодоктор скачать торрент

    Описание: Аудиодоктор FSQ 2:

    второй выпуск тестового диска для настройки аудиосистем.

    Содержит 78 композиций и состоит из двух совершенно независимых частей.

    Составляли диск два автора: Дмитрий Свобода и Андрей Елютин.

    Первая часть:"Диагностика и лечение"

    Вторая часть: "Проверка слуха".

    только в том, что это - новая редакция самого популярного у нас в

    стране "тестово-настроечного" компакт-диска. Новая редакция состоит

    из двух совершенно независимых частей. Да и составители у них

    разные. У части первой это - Дмитрий Свобода, у второй - Андрей

    компетентности наших читателей. Первый "АудиоДоктор" был сделан на

    базе судейского диска "Car Audio FSQ" c некоторыми упрощениями. Так,

    между дорожками нами были увеличены паузы, чтобы оставить побольше

    времени для анализа услышанного. Непростые для восприятия треки для

    проверки фазировки звукового тракта на низких, средних и высоких

    частотах мы записали повторяющимися по два раза.

    вернуться к той форме, которая заложена в оригинальный тестовый диск

    FSQ. Поэтому "АудиоДоктор-2" рассчитан на достаточно опытных

    слушателей, какими, видимо, и являются большинство наших читателей.

    Сама подборка тестовых дорожек не изменилась, поскольку оригинальный

    диск за шесть лет "дошлифован" до общепризнанно надёжного и

    проверенного инструмента для оперативной акустической экспертизы.

    Однако для пущего удобства и универсальности при настройке звукового

    тракта мы решили добавить несколько технических дорожек.

    Содержание первых 14 треков изменений не претерпели, и здесь мы

    относим читателя к опубликованному на Интернет-сайте журнала буклету

    к первому "АудиоДоктору".

    в его состав, изначально появились как материал для методики тестирования «FSQ»,

    затем вышел вариант диска для проверки домашних аудиосистем, и только потом –

    тестовый диск, адаптированный для автозвука. Впрочем, аудиозаписи в обоих

    версиях используются те же, но описания треков для домашнего и автомобильного

    звука, естественно, отличаются.

    комментарии к трекам. Дополнения к некоторым авторским комментариям оформлены в

    виде постскриптума (как для диска от Linn Records).

    вооружитесь пультом ДУ (если он у вас есть) и сядьте поудобнее на своё привычное

    место. Если вы хотите повысить точность (а, значит, и достоверность) измерений,

    постарайтесь раздобыть шумомер, он облегчит вам работу.

    громкости. Это на самом деле – фундаментальная характеристика автомобильной

    аудиосистемы, в просторечии означающая: «насколько можно крутануть громкость,

    чтобы не хрипело». В хорошо настроенном звуковом тракте даже при полностью

    введённом регуляторе громкости из громкоговорителей не должно быть слышно хрипов

    и других искажений. Однако максимальный неискажённый уровень громкости у

    аппаратуры разных классов различен – один звуковой тракт при отсутствии

    искажений может высадить стёкла, другой – лишь перекрыть громкий разговор с

    собеседником. Конечно, крутость в громкости радует, но где оптимальный критерий?

    Давайте здесь немного прервёмся и порассуждаем.

    автомобиля ВАЗ-2105 на прямой передаче, при скорости 80 км/ч, с четырьмя

    седоками, со штатной комплектацией в багажнике, на ровном горизонтальном

    асфальтовом покрытии и штатной всесезонной резиной составляет 85 – 86 дБC (буква

    «C» после численного значения дБ говорит о включённом взвешивающем фильтре «C» в

    измерительном шумомере.). Для того, чтобы звучание в автомобиле было минимально

    комфортным, его громкость должна быть по крайней мере в два раза выше, т.е. 85 +

    3 = 88 дБC (именно этот уровень выбирается на соревнованиях ЛАС для

    прослушивания). Полностью комфортной считается громкость в 10 раз выше шумов,

    т.е. 85 + 10 = 95 дБC. Стало быть, не ниже этого должен быть уровень

    неискажённой громкости при полностью введённом регуляторе.

    На ней партия вокала и партия баса дополнительно скомпрессированы. Включив

    дорожку, постепенно увеличивайте громкость. Когда звуковой тракт автомобиля

    входит в перегрузку, именно на басе и вокале начинают прослушиваться явно

    заметные нелинейные искажения (воспринимаются на слух как хрипы). Это и есть

    предел звукового тракта по неискажённой громкости. Поставьте головное устройство

    на паузу и запомните это положение регулятора по цифрам на дисплее.

    шумомером. Очень удобен здесь малогабаритный цифровой шумомер (FWE 33-2055 или

    аналогичный по функциям и габаритным размерам) с взвешивающим фильтром «C».

    Процедура измерения такова: шумомер, как и на соревнованиях ЛАС, подвешивается

    микрофоном вниз на зеркало заднего вида. Не меняя зафиксированного положения

    регулятора громкости на головном устройстве, переключите тестовый диск на

    воспроизведение дорожки №15. Там записан сигнал розового шума, и по показаниям

    шумомера вы узнаете точное значение уровня неискажённой громкости.

    измерения методом FSQ были достоверны, все следующие дорожки на тестовом диске

    должны прослушиваться на одном и том же уровне громкости в 88 дБС. Если вы

    привыкли к другой громкости – поставьте именно это положение, но точность метода

    регулятором головного устройства установите по шкале шумомера громкость в 88 дБC

    (не забудьте включить на шумомере взвешивающий фильтр «C»).

    попросите их по-свойски (т.е. без бурных разбирательств) обсудить какую-нибудь

    проблему. Громкость такого разговора в машине обычно составляет 86 – 88 дБC.

    Прислушайтесь к их разговору и, периодически воспроизводя дорожку №1,

    постарайтесь выставить регулятором такую же громкость.

    тестового диска не изменяйте его!

    тракта между каналами в трёх полосах АЧХ. Отметим, что это одно из наиболее

    синхронное перемещение вперёд и назад диффузоров громкоговорителей левого и

    правого каналов. В этом случае звуковой образ, воспроизводимый двухканальной

    аудиосистемой, будет восприниматься точно из середины между громкоговорителями.

    Если фазировка нарушена и диффузоры громкоговорителей двигаются относительно

    друг друга не синхронно (один из них отстаёт или опережает другой), то звуковой

    образ в центре расплывается, становится нечётким или даже смещается в сторону.

    перспективы. К примеру, часть музыкантов в записи симфонического оркестра может

    оказаться не на своих местах. Или рок-вокалист из центра звуковой сцены может

    вдруг сместиться в угол или в глубину сцены.

    звуковую сцену с вполне определённым её центром. Идеальным положением центра

    звуковой сцены считается такое, при котором точечный источник звука, находящийся

    на первом плане звуковой сцены, кажется расположенным в центре плоскости

    продольной симметрии автомобиля на высоте глаз водителя и на существенном

    удалении впереди (снаружи) лобового стекла.

    принимается полоса, равная по ширине размеру стандартного головного устройства.

    средних, низких и высоких частот. На дорожке №2 записан голос диктора со

    словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра

    звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом

    случае дикторский текст должен быть меньше предыдущего по уровню громкости и/или

    расфокусированным для слушателя и/или смещённым в ту или иную сторону от центра.

    Если голос диктора на последних словах звучит более громко и сфокусирован в

    центре, то в области средних частот аудиосистема акустически противофазна.

    Аналогично проводится проверка фазировки аудиосистемы в полосе ВЧ по дорожке №3

    и в полосе НЧ по дорожке №4.

    смещённым в одну сторону, а противофазный - в другую. В этом случае главным

    критерием в оценке фазировки становится энергетика. Фазный сигнал должен быть

    громче, чем противофазный, независимо от их положения в пространстве. Иногда

    между фазным и противофазным сигналами разницы нет. Тогда фазировка считается

    можно пользоваться более простым (но и менее информативным) способом – проверка

    фазировки проводится сразу во всей полосе частот по сигналу розового шума,

    записанного на дорожке №16. Фазный сигнал должен восприниматься точно в середине

    звуковой сцены и/или быть более громким, чем противофазный. Надо отметить: на

    разных местах в салоне фазировка часто не совпадает.

    салоне автомобиля проверяется по дорожкам №5 и №6. Понятно, что любое из

    перечисленного не украшает звучание, накладываясь на него в самых неподходящих

    местах. На реальном музыкальном сигнале, особенно полифоническом, когда в

    фонограмме присутствует множество инструментов, точно отследить такие мешающие

    звуки сложно. Поэтому для испытаний на тестовом диске используется тональный

    (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до

    самых верхних частот (свип-тон). Раздельно, сначала для левого, а потом и

    правого каналов. Здесь-то и «выплывает» незваная полифония.

    низшая частота рабочего диапазона звукового тракта и неравномерность АЧХ в

    области до 150 Гц. Механизм оценки основан на особенностях слуха – хорошей

    кратковременной звуковой памяти и предпочтительности восприятия низкочастотных

    через любой широкополосный тракт синус с частотой 5 – 7 кГц, а потом подать на

    вход усилителя ещё одну синусоидальную частоту, лежащую в области 50 – 80 Гц,

    то, к удивлению, вы будете очень хорошо слышать низкочастотный тон и почти (или

    даже совсем) не слышать среднечастотный. Это – эффект маскировки, доказывающим

    «приверженность» нашего уха к басам.

    ряда фиксированных звуковых частот низкочастотного диапазона. Сначала голос

    диктора сообщит о том, что звучит частота 60 Гц. Назовём её «опорной».

    Сосредоточьтесь и запомните её по уровню громкости. Затем голос диктора сообщит,

    что звучит частота в 20, 25, 30 Гц и так далее. В подавляющем большинстве

    случаев частоты 20 и 25 Гц по громкости ниже, чем опорная, а далее громкость

    идёт по нарастающей. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и сипов от

    воздушных струй фазоинвертора), совпадающий по громкости с опорным, и определяет

    низшую рабочую частоту вашего звукового тракта. Запомните её и продолжайте

    прослушивание. В идеальном случае все остальные низкочастотные тоны вплоть до

    150 Гц должны быть одинаковыми по уровню. Но на практике встречаются провалы и

    всплески уровней, хорошо заметные ухом. Это и есть неравномерность

    низкочастотного тракта в вашей машине.

    многие автоаудиолюбители даже используют для настройки фазоинвертора в

    сабвуфере. Здесь наше ухо превосходит по точности восприятия даже очень крутые

    спектроанализаторы. Но вернёмся к возможному низкочастотному гудению, о котором

    мы упоминали при описании работы с предыдущими дорожками. Если уши от гула

    закладывает, то выделите на дорожке №7 ту частоту, на которой наблюдается

    максимум гула. Лечить нужно здесь.

    низкочастотная волна. Максимум её излучения называется модой. В любом салоне их

    минимум три (длина, ширина и высота). И если они близки друг к другу по частоте,

    что бывает при одинаковых (1:1 – ширина и высота) и кратных размерах (1:2 –

    ширина и длина ), то они складываются, и бороться с ними чрезвычайно трудно.

    заметна. Наиболее резкие всплески и провалы, следующие друг за другом

    (по-простому – «забор»). Для определения на слух, без спектро-анализатора,

    неравномерности АЧХ в области средних частот служит дорожка №8. Это –

    высококачественная стереофоническая запись аплодисментов в заполненном зрителями

    зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении, которым является большой

    зал, эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю – шуму.

    Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различить самое

    начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с ровной, линейной АЧХ слушатель

    воспринимает эту фонограмму как аплодисменты. Но если звуковой тракт имеет

    неравномерность АЧХ («забор»), аплодисменты становятся похожими на шум дождя. И

    чем больше неравномерность, тем натуральнее кажется дождь и ненатуральнее –

    аплодисменты. Отдельные хлопки, выделяющиеся из общего звукового фона, в этом

    случае воспринимаются как назойливые сильные капли дождя, стучащие по

    Фонограмма содержит семь ударов малого барабана, плавно перемещающегося слева

    направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и

    перемещение их в пространстве линейно, т.е. углы между ударами одинаковы. Первый

    удар слышен на первом звуковом плане с самого левого края звуковой сцены; второй

    чуть ближе к середине и чуть глубже; третий удар отнесён ещё чуть дальше вглубь

    звуковой сцены и ближе к её середине. Четвёртый удар должен восприниматься

    слушателем из центра звуковой сцены, в глубине, на втором-третьем звуковом

    плане. Ширина центра, как мы указывали, может быть приравнена к ширине

    стандартного головного устройства. Пятый и шестой удары аналогичны,

    соответственно, третьему и второму, но с правой стороны от середины сцены.

    Седьмой удар находится на первом плане в самой правой части сцены.

    тестового материала минимизировано и по каждой из фонограмм нужно будет

    оценивать минимум два-три параметра. Пристальней вглядитесь в текст описания

    звучания дорожек, тогда диагностика возможных неприятностей со звуком не

    покажется сложной. А «лечение» выявленного будет зависеть от модельного ряда

    используемой вами аппаратуры и в значительной степени связано с финансовыми

    возможностями и личными музыкальными пристрастиями.

    Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя

    инструментами – контрабасом и ударной установкой. Запись отличается

    исключительно высоким качеством. Она была произведена в большой музыкальной

    студии с помощью двух конденсаторных микрофонов в формате «X-Y», 24 бита/96 кГц.

    Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после микрофонов и передавался по

    микрофонным кабелям к пульту уже в цифровом виде.

    звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом плане).

    Контрабасист находится также далеко, чуть слева от ударной установки. В начале

    фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не менее на высококачественной

    системе их инструменты хорошо слышны, музыка воспринимается чётко, с

    исключительно высокой детальностью. Звучание контрабаса ярко и полновесно. Даже

    на таком малом уровне громкости отчётливо слышно движение смычка музыканта по

    струнам и лёгкие постукивания пальцев левой руки по грифу в момент зажатия

    струн. При игре пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей

    гулкости и размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка»

    барабанщика по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат

    весьма достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале фрагмента,

    так и в конце, когда он играет громко.

    также положение и фокусировка звуковой сцены по ширине (в горизональной

    плоскости) и высоте (в вертикальной плоскости).

    локализация тарелок по направлению и глубине позволяет слушателю правильно и

    точно оценить пространственную расстановку всех «составляющих» ударной

    установки. Она записана «крупным планом», т.е. располагается близко к слушателю

    по всей ширине звуковой сцены. Звучание яркое, полновесное и красивое. В самом

    начале фонограммы следует акцентировать внимание на игре музыканта на барабанах.

    Они звучат ярко, с подчёркнутой упругостью и «мясистостью», очень динамично и

    привлекательно на слух. Вторая часть фонограммы акцентирована на тарелках и

    хай-хэте, артикуляционной чёткости их звучания и точности положения в

    стереопространстве. Хай-хэт расположен чуть справа от середины сцены, слегка

    выше малого барабана. Когда барабанщик начинает «перебивку» на тарелках, то

    «вторая» тарелка визуально воспринимаются слушателем правее, выше и слегка ближе

    хай-хэта, «третья» – чуть левее. Далее игра музыканта переносится влево, и

    следующая, «четвёртая» тарелка звучит намного левее и уже заметно выше хай-хэта.

    Затем раздаётся удар по ещё одной тарелке, которая слышна ещё левее, выше и

    ближе к слушателю. За ней слышно «шестую», воспринимаемую чуть выше и глубже

    предыдущей, и в довершение почти одновременно звучат седьмой и восьмой удары,

    ещё дальше отодвинутые от слушателя в глубину и расположенные слегка ниже

    предыдущих. Натуральность музыкальной атаки оценивается по первой части

    фонограммы, фокусировка тарелок в пространстве – по второй.

    Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом.

    Качество её записи может служить образцом музыкальной сбалансированности

    звучания. Состав музыкальных инструментов: саксофон, рояль, электрогитара,

    бас-гитара и ударная установка. Они расположены по всей ширине звуковой сцены,

    на первом и втором звуковых планах, как бы расставлены в линейку совсем близко

    от слушателя. Музыкальные инструменты в записи пространственно чётко

    сориентированы перед слушателем, музыкально сбалансированы между собой и

    воспринимаются с одинаковой громкостью.

    сзади основных инструментов, расположена ударная установка. Она записана широко,

    барабаны, тарелки и хай-хэт как будто расставлены по передней плоскости. По

    центру, перед ударной установкой, чуть ближе к слушателю слышен саксофон.

    Музыкант во время игры иногда мигрирует от середины чуть-чуть вправо, и

    перемещающийся звук его саксофона позволяет слушателю это ощутить. Мужской вокал

    слышен точно из центра стереокартины. В самом начале пьесы певец из глубины

    сцены подходит к микрофону – его голос перемещается с заднего звукового плана на

    передний и «остаётся» там до конца пьесы. Тембрально вокал звучит мягко и

    полновесно, с хорошим содержанием низких составляющих. Он ясен, чёток и

    разборчив, но ни в коем случае не резок. Рояль воспринимается наполненно,

    динамично, с яркой атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас

    плотен, густ, очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он

    находится между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная

    роль которой в этой пьесе – аккомпанемент, визуально также расположена между

    первым и вторым звуковым планом.

    (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню) оцениваются

    макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа.

    Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра,

    выполненную в помещении Большого зала московской консерватории. Запись

    изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался непосредственно после

    микрофонов) в формате 24 бита/96 кГц и после мастеринга приводилась к

    стандартному формату компакт-дисков 16 бит/44 кГц.

    ощущать общее звучание оркестра с максимальной воздушностью и объёмом. Поэтому

    музыканты воспринимаются отдалёнными от слушателя. Приведённый фрагмент состоит

    из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и

    динамикой. И первая часть, звучащая совсем тихо (piano pianissimo), и вторая

    (piano), и громкая третья (forte), и четвёртая, заключительная (forte

    fortissimo), должны восприниматься слушателем одинаково натурально. Пиццикато

    группы струнных инструментов в первой части, несмотря на небольшую громкость,

    должно быть чётким и ясным, слушатель свободно и чётко различает «щипок» пальцев

    музыкантов. Солирующие медные инструменты во второй части фонограммы легки,

    отчётливы и хорошо локализованы по месторасположению в оркестре.

    тракта. Здесь оркестр звучит очень мощно. Вступает группа виолончелей и

    контрабасов, придающих звучанию оркестра грандиозность. На слух кажется, что

    общее звучание как бы развёртывается перед слушателем и визуально чуть

    приподнимается вверх. Восприятие большого количества струнных и духовых

    инструментов должно быть полифоничным – оставаться чистым и натуральным, где

    разборчиво и отчётливо слышны не только струнные и духовые группы, но и

    отдельные инструменты в них. Хороший по динамике звуковой тракт передаёт эту

    часть фонограммы легко, музыкально и динамично. Звучание не должно

    восприниматься «замыленным», сливаться в общее «облако», наполненное

    звуковых частот. Она нужна только для действительно высоких по качеству

    сабвуферов. Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического

    оркестра, в котором содержится запись большого оркестрового (турецкого)

    барабана, имеющего очень низкий регистр. Его можно услышать только с помощью

    сабвуфера, натурально воспроизводящего самые низкие звуковые частоты 20 – 25 Гц.

    Для удобства судейства отрывок повторяется три раза подряд, и турецкий барабан

    вступает на дорожке с 3-й, 17-й и 32-й секунды.

    тестового диска. На ней партия вокала и партия баса дополнительно

    скомпрессированы. Включив дорожку, постепенно увеличивайте громкость.

    Когда звуковой тракт автомобиля входит в перегрузку, именно на басе и

    вокале начинают прослушиваться явно заметные нелинейные искажения

    (воспринимаются на слух как хрипы). Это и есть предел звукового тракта по

    Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор

    произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст

    должен быть меньше предыдущего по уровню громкости и/или расфокусированным

    для слушателя и/или смещённым в ту или иную сторону от центра. Если голос

    диктора на последних словах звучит более громко и сфокусирован в центре,

    то в области средних частот аудиосистема акустически противофазна.

    Аналогично проводится проверка фазировки аудиосистемы в полосе ВЧ по

    дорожке №3 и в полосе НЧ по дорожке №4.

    поменяйте полярность акустических проводов на одном из каналов усилителя.

    Если противофаза обнаружилась в какой-то из полос – дело хуже. Тогда

    берите в руки отвёртку и меняйте фазировку на кроссовере в соответствующей

    звуковом тракте и салоне автомобиля проверяется по дорожкам №5 и №6.

    Понятно, что любое из перечисленного не украшает звучание, накладываясь на

    него в самых неподходящих местах. На реальном музыкальном сигнале,

    особенно полифоническом, когда в фонограмме присутствует множество

    инструментов, точно отследить такие мешающие звуки сложно. Поэтому для

    испытаний на тестовом диске используется тональный (синусоидальный)

    сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых

    верхних частот (свип-тон). Раздельно, сначала для левого, а потом и

    правого каналов. Здесь-то и «выплывает» незваная полифония.

    электроакустики. При этом борьба, в зависимости от типа автомобиля, может

    оказаться нелёгкой, к этому надо быть готовым.

    «засадным», самовозбуждение усилителя, дело пахнет визитом в ремонтную

    мастерскую. Диагноз самовозбуждения – спонтанно возникающее в звучании

    «присипывание» в области верхних частот, шумы, которые могут быть особенно

    хорошо слышны в паузах между дорожками на диске.

    негромких, возрастающих по частоте писков. Это эффект возникновения

    стоячей волны в системе: выходной каскад усилителя – кабели – акустическая

    нагрузка. Звуковая частота, как бы отражаясь от акустики, возвращается в

    выходной каскад усилителя, который усиливает в этот момент чуть более

    высокую частоту свип-тона, откуда и возникают биения. На реальном звуковом

    сигнале такой подбор компонентов делает звучание на высоких частотах

    откровенно грязным. Борьба с этим явлением довольно простая (на словах):

    изменение длины или марки акустического кабеля. На практике в машине

    провода бывают закопаны далеко, так что вновь просьба рассчитывать силы.

    свип-тона. В самом худшем случае оно может быть значительным настолько,

    что начнёт закладывать уши. Это уже тяжёлый случай, «лечить» придётся не

    только аудиоаппаратуру, но и кузов автомобиля. И для этого весьма

    желательно знать частоту, на которой присутствует максимум низкочастотного

    содержит запись ряда фиксированных звуковых частот низкочастотного

    диапазона. Сначала голос диктора сообщит о том, что звучит частота 60 Гц.

    Назовём её «опорной». Сосредоточьтесь и запомните её по уровню громкости.

    Затем голос диктора сообщит, что звучит частота в 20, 25, 30 Гц и так

    далее. В подавляющем большинстве случаев частоты 20 и 25 Гц по громкости

    ниже, чем опорная, а далее громкость идёт по нарастающей. Первый чистый

    низкочастотный тон (без искажений и сипов от воздушных струй

    фазоинвертора), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую

    рабочую частоту вашего звукового тракта. Запомните её и продолжайте

    прослушивание. В идеальном случае все остальные низкочастотные тоны вплоть

    до 150 Гц должны быть одинаковыми по уровню. Но на практике встречаются

    провалы и всплески уровней, хорошо заметные ухом. Это и есть

    неравномерность низкочастотного тракта в вашей машине.

    быть просто включён и создавать дополнительный горб именно на гудящей

    частоте. Бывает наоборот: иногда подъём бустом частоты рядом с гудящим

    горбом позволяет получить довольно ровный участок низкочастотного

    диапазона, который регулятором басов опускается до приемлемого уровня.

    ли головки возникает горб. Если нет возможности снять АЧХ сабвуфера,

    снимите кривую модуля входного сопротивления (Z). По ней можно увидеть

    частоту настройки саба.

    гул при этом резко уменьшается, запомните гудящее место.

    звукопоглощающего покрытия на металл кузова. И начните именно с гудящего

    места. Примеров и сведений о применяемых материалах в журнале было более

    уха особенно заметна. Наиболее резкие всплески и провалы, следующие друг

    за другом (по-простому – «забор»). Для определения на слух, без

    спектро-анализатора, неравномерности АЧХ в области средних частот служит

    дорожка №8. Это – высококачественная стереофоническая запись аплодисментов

    в заполненном зрителями зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком

    помещении, которым является большой зал, эквивалентны равномерно

    распределённому по спектру диффузному полю – шуму. Однако на фоне этого

    монотонного шума человеческое ухо успевает различить самое начало хлопков

    (всплески). На звуковом тракте с ровной, линейной АЧХ слушатель

    воспринимает эту фонограмму как аплодисменты. Но если звуковой тракт имеет

    неравномерность АЧХ («забор»), аплодисменты становятся похожими на шум

    дождя. И чем больше неравномерность, тем натуральнее кажется дождь и

    ненатуральнее – аплодисменты. Отдельные хлопки, выделяющиеся из общего

    звукового фона, в этом случае воспринимаются как назойливые сильные капли

    дождя, стучащие по подоконнику.

    на упаковочных коробках радующие глаз покупателя почти горизонтальные

    линии АЧХ, реальные характеристки куда разнообразнее и хуже. Кроме того,

    «дождливость» наблюдается у многополосных АС, неравномерность проявляется

    в стыках между соседними полосами частот, особенно при не очень

    качественных кроссоверах. Здесь и неправильный выбор частот раздела полос,

    и совместное излучение разнесённых между собой головок у частот раздела

    (из-за недостаточной крутизны среза у фильтров). Немалый вклад вносит и

    замагничивание сердечников разделительных индуктивностей.

    звуковой сцены. Фонограмма содержит семь ударов малого барабана, плавно

    перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно

    локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, т.е.

    углы между ударами одинаковы. Первый удар слышен на первом звуковом плане

    с самого левого края звуковой сцены; второй чуть ближе к середине и чуть

    глубже; третий удар отнесён ещё чуть дальше вглубь звуковой сцены и ближе

    к её середине. Четвёртый удар должен восприниматься слушателем из центра

    звуковой сцены, в глубине, на втором-третьем звуковом плане. Ширина

    центра, как мы указывали, может быть приравнена к ширине стандартного

    головного устройства. Пятый и шестой удары аналогичны, соответственно,

    третьему и второму, но с правой стороны от середины сцены. Седьмой удар

    находится на первом плане в самой правой части сцены.

    в салоне. Но достичь этого трудно. Применение процессоров может дать

    изумительные результаты на одном из мест и ужасающие – на других. Поэтому

    здесь всё в значительной степени зависит от конкретного расположения

    фронтальных излучателей и прежде всего мидбасов. Тут нужен эксперимент и

    Примечание. По этой фонограмме можно оценить также и переходное затухание

    между каналами в звуковом тракте. Как известно, малый барабан имеет снизу

    натянутые пружинки, которые хорошо слышны. Если при перемещении барабана в

    правый канал в левом слышны послезвучия пружинок даже после пятого-шестого

    удара, звуковой тракт высококачественным назвать никак нельзя. Чаще всего

    в этом виновен усилитель или головное устройство, хотя бывает, что

    улучшить положение можно заменой межблочных кабелей.

    звуковой сцены. Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный

    фрагмент с двумя инструментами – контрабасом и ударной установкой. Запись

    отличается исключительно высоким качеством. Она была произведена в большой

    музыкальной студии с помощью двух конденсаторных микрофонов в формате

    «X-Y», 24 бита / 96 кГц. Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после

    микрофонов и передавался по микрофонным кабелям к пульту уже в цифровом

    Барабанщик и его ударная установка располагаются в середине не очень

    широкой звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом

    плане). Контрабасист находится также далеко, чуть слева от ударной

    установки. В начале фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не

    менее на высококачественной системе их инструменты хорошо слышны, музыка

    воспринимается чётко, с исключительно высокой детальностью. Звучание

    контрабаса ярко и полновесно. Даже на таком малом уровне громкости

    отчётливо слышно движение смычка музыканта по струнам и лёгкие

    постукивания пальцев левой руки по грифу в момент зажатия струн. При игре

    пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей гулкости и

    размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка» барабанщика

    по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат

    весьма достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале

    фрагмента, так и в конце, когда он играет громко.

    воспринимаются как бы с лобового стекла, внутри салона.

    Удовлетворительной, если они слышатся уже снаружи из-за стекла, и хорошей,

    если они слышатся ещё далее отодвинутыми от слушателя, с центром на

    середине капота или даже дальше.

    не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на

    контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать

    удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в

    звучании контрабаса не слышно пальцев музыканта, постукивающих о гриф

    и/или при игре контрабасиста смычком отчётливо не слышно несколько

    «упирающегося» движения смычка по струнам. И хорошей, если пальцы

    контрабасиста слышны чётко и ясно.

    Примечание. Отличной микродинамикой и исключительно высоким качеством

    обладает звуковой тракт, в котором на этой фонограмме вы услышите очень

    тихий шелест (время 1 мин 09 с), когда барабанщик случайно задевает локтем

    тарелку и тут же зажимает её рукой. Таким звуковым трактом можно

    музыкальной атаки, а также положение и фокусировка звуковой сцены по

    ширине (в горизональной плоскости) и высоте (в вертикальной плоскости).

    На фонограмме представлен фрагмент соло барабанщика. Чётко выраженная

    локализация тарелок по направлению и глубине позволяет слушателю правильно

    и точно оценить пространственную расстановку всех «составляющих» ударной

    установки. Она записана «крупным планом», т.е. располагается близко к

    слушателю по всей ширине звуковой сцены. Звучание яркое, полновесное и

    красивое. В самом начале фонограммы следует акцентировать внимание на игре

    музыканта на барабанах. Они звучат ярко, с подчёркнутой упругостью и

    «мясистостью», очень динамично и привлекательно на слух. Вторая часть

    фонограммы акцентирована на тарелках и хай-хэте, артикуляционной чёткости

    их звучания и точности положения в стереопространстве. Хай-хэт расположен

    чуть справа от середины сцены, слегка выше малого барабана. Когда

    барабанщик начинает «перебивку» на тарелках, то «вторая» тарелка визуально

    воспринимаются слушателем правее, выше и слегка ближе хай-хэта, «третья» –

    чуть левее. Далее игра музыканта переносится влево, и следующая,

    «четвёртая» тарелка звучит намного левее и уже заметно выше хай-хэта.

    Затем раздаётся удар по ещё одной тарелке, которая слышна ещё левее, выше

    и ближе к слушателю. За ней слышно «шестую», воспринимаемую чуть выше и

    глубже предыдущей, и в довершение почти одновременно звучат седьмой и

    восьмой удары, ещё дальше отодвинутые от слушателя в глубину и

    расположенные слегка ниже предыдущих. Натуральность музыкальной атаки

    оценивается по первой части фонограммы, фокусировка тарелок в пространстве

    барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости»; малоприемлемым, если

    звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в

    пространства между левой и правой стойками лобового стекла (крайние правая

    и левая тарелки не доходят до стоек и сдвинуты к центру сцены), а также

    явно ниже или выше плоскости глаз слушателя (опускается в торпедо или

    выходит за верхнюю часть лобового стекла).

    относительно хай-хэта нет разницы по высоте (в вертикальной плоскости) или

    она недостаточна (последние удары по левым тарелкам лишь слегка

    поднимаются вверх относительно положения хай-хэта).

    звучания. Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским

    вокалом. Качество её записи может служить образцом музыкальной

    сбалансированности звучания. Состав музыкальных инструментов: саксофон,

    рояль, электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Они расположены по

    всей ширине звуковой сцены, на первом и втором звуковых планах, как бы

    расставлены в линейку совсем близко от слушателя. Музыкальные инструменты

    в записи пространственно чётко сориентированы перед слушателем, музыкально

    сбалансированы между собой и воспринимаются с одинаковой громкостью.

    Слева находится рояль, справа – гитара и бас. Посередине звуковой сцены,

    чуть сзади основных инструментов, расположена ударная установка. Она

    записана широко, барабаны, тарелки и хай-хэт как будто расставлены по

    передней плоскости. По центру, перед ударной установкой, чуть ближе к

    слушателю слышен саксофон. Музыкант во время игры иногда мигрирует от

    середины чуть-чуть вправо, и перемещающийся звук его саксофона позволяет

    слушателю это ощутить. Мужской вокал слышен точно из центра стереокартины.

    В самом начале пьесы певец из глубины сцены подходит к микрофону – его

    голос перемещается с заднего звукового плана на передний и «остаётся» там

    до конца пьесы. Тембрально вокал звучит мягко и полновесно, с хорошим

    содержанием низких составляющих. Он ясен, чёток и разборчив, но ни в коем

    случае не резок. Рояль воспринимается наполненно, динамично, с яркой

    атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас плотен, густ,

    очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он находится

    между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная роль

    которой в этой пьесе – аккомпанемент, визуально также расположена между

    первым и вторым звуковым планом.

    Тембральный баланс (натуральность звучания инструментов) и музыкальный

    (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню)

    оцениваются слушателем отдельно.

    считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и/или если

    тембр вокала имеет резкий или неприятный характер звучания.

    считается, если вокал или какой-то из музыкальных инструментов явно

    выходит со своего звукового плана, т.е. явно выделяется по уровню

    громкости (выдвинут вперёд) или проваливается из «общей шеренги» по

    громкости (отодвинут назад).

    громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического

    звукового образа. Фонограмма содержит высококачественную запись

    симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала московской

    консерватории. Запись изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался

    непосредственно после микрофонов) в формате 24 бита/96 кГц и после

    мастеринга приводилась к стандартному формату компакт-дисков 16 бит/44

    По замыслу звукорежиссёра, слушатель должен находиться где-то в середине

    зала и ощущать общее звучание оркестра с максимальной воздушностью и

    объёмом. Поэтому музыканты воспринимаются отдалёнными от слушателя.

    Приведённый фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг

    от друга уровнем громкости и динамикой. И первая часть, звучащая совсем

    тихо (piano pianissimo), и вторая (piano), и громкая третья (forte), и

    четвёртая, заключительная (forte fortissimo), должны восприниматься

    слушателем одинаково натурально. Пиццикато группы струнных инструментов в

    первой части, несмотря на небольшую громкость, должно быть чётким и ясным,

    слушатель свободно и чётко различает «щипок» пальцев музыкантов.

    Солирующие медные инструменты во второй части фонограммы легки, отчётливы

    и хорошо локализованы по месторасположению в оркестре.

    Третья, наиболее громкая часть этой фонограммы совсем не проста для

    звукового тракта. Здесь оркестр звучит очень мощно. Вступает группа

    виолончелей и контрабасов, придающих звучанию оркестра грандиозность. На

    слух кажется, что общее звучание как бы развёртывается перед слушателем и

    визуально чуть приподнимается вверх. Восприятие большого количества

    струнных и духовых инструментов должно быть полифоничным – оставаться

    чистым и натуральным, где разборчиво и отчётливо слышны не только струнные

    и духовые группы, но и отдельные инструменты в них. Хороший по динамике

    звуковой тракт передаёт эту часть фонограммы легко, музыкально и

    динамично. Звучание не должно восприниматься «замыленным», сливаться в

    общее «облако», наполненное инструментами.

    первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно

    по сравнению со следующей, более громкой частью.

    вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный

    скачок громкости (forte) и далее, в финальной, ещё один скачок (forte

    fortissimo), иными словами, звучанию явно недостаёт лёгкости, динамики,

    четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же

    искажений нет, но оркестр явно недотягивает по громкости до forte

    «кашей», сливаться, отдельные группы музыкальных инструментов слабо

    различимы или эти группы совсем неразличимы.

    звуковых частот. Она нужна только для действительно высоких по качеству

    сабвуферов. Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания

    симфонического оркестра, в котором содержится запись большого оркестрового

    (турецкого) барабана, имеющего очень низкий регистр. Его можно услышать

    только с помощью сабвуфера, натурально воспроизводящего самые низкие

    звуковые частоты 20 – 25 Гц. Для удобства судейства отрывок повторяется

    три раза подряд, и турецкий барабан вступает на дорожке с 3-й, 17-й и 32-й

    добавляется явно различимый низкий басовый удар, и салон при этом не

    гудит, вас можно от всей души поздравить!

    частоты в полосе 41 – 45 Гц, а ниже 30 Гц в фонограмме вообще ничего нет

    (не считая шума зала), поэтому ни о каких 25 Гц речь не идёт, а удары

    отлично слышны даже на небольшом сабвуфере. Однако совсем другое дело –

    воспроизвести барабан натурально, т.е. должен быть не просто

    низкочастотный гул от удара, а чёткая атака с «воздухом» и реверберацией

    большого помещения. Последнюю воспроизвести действительно очень сложно, но

    если это всё-таки удалось, то и впрямь можно поздравить от всей души!

    комментарии. Мы уже упоминали нюанс на треке 10 (таймер 1:07), где

    барабанщик случайно слегка задел локтем тарелку, но тут же, чтобы

    она не зазвенела, зажал её рукой. Зазвенеть она успела, совсем

    коротко и так тихо, что услышать это можно только на звуковом тракте

    с очень высоким музыкальным разрешением. Потому-то мы и оставили

    этот звук на фонограмме, чтобы использовать его как тестовый. Судя

    по письмам читателей, свои задачи данный фрагмент решает более чем

    успешно. В Красноярске, к примеру, двое аудиофилов с помощью

    "АудиоДоктора" на глазах у изумлённых продавцов устроили

    "смотр-конкурс" выставленной на прилавке аудиоаппаратуры. Из

    широкого ассортимента предлагаемой там техники только несколько

    образцов обладали действительно высокой детальностью. Кстати, не

    самые дорогие изделия.

    Ещё одна "изюминка" этой фонограммы (таймер 1:47) - едва слышный

    звук вскакивающего барабанщика. Запись тогда была долгой и

    непростой, и после этого, удачного дубля музыкант, отработав

    последние удары по тарелкам, вскочил, полный музыкального экстаза.

    Это место оказалось в самом конце фонограммы и легко могло быть

    вырезано микшером при сведении. Но мы решили и этот звук оставить

    как тестовый. И если на нормальном уровне громкости вы слышите оба

    этих звука, можете вполне обоснованно гордиться своей аппаратурой.

    Что ещё "запрятано" в уже знакомых вам дорожках? Небезызвестная

    фонограмма №9 состоит из "перемещающегося" слева направо барабана и

    служит для определения линейности ширины звуковой сцены. Но эту же

    запись очень удобно использовать для оценки переходного затухания

    между каналами звукового тракта, параметра очень важного, но

    незаслуженно обходимого вниманием. Если при перемещении барабана

    вправо в тех местах, откуда он только что звучал, слышны

    послезвучия, насторожитесь - это может быть признаком недостаточного

    переходного затухания. Если отголосок седьмого удара (самого

    правого) слышен не только на месте четвёртого (центрального), но и

    самого первого (левого), то переходное затухание явно недостаточно,

    стереокартина будет смазанная и ненатуральная. Основным источником

    этого дефекта звукового тракта является усилитель мощности.

    И ещё об этой дорожке. Малый барабан, который в ней звучит,

    конструктивно оснащён натянутыми снаружи нижнего пластика

    металлическими пружинами (их обычно от четырёх до шести). Они,

    разумеется, вносят свою лепту в звучание, отчего частотный диапазон

    этого инструмента простирается вплоть до самых верхних частот.

    Опытные эксперты FSQ по этому звучанию барабана могут достаточно

    быстро и точно оценить АЧХ звукового тракта. Потренируйтесь, может,

    и вам это удастся.

    По части оценки переходного затухания и плюс к этому склонности

    усилителя к самовозбуждению есть ещё один совет. Если на свип-тоне,

    воспроизводимом в одном канале (дорожки 5 и 6), в другом канале (где

    нет сигнала) прослушиваются посторонние звуки, то у вас проблемы,

    можно ожидать грязного, модулированного характера звучания и

    искажения звуковой перспективы. Это - следствие неважного

    переходного затухания между каналами и самовозбуждения усилителей.

    Первое - бич сделанных наспех усилителей, где звуковой сигнал

    проникает в соседний канал по цепям общего питания или из-за

    неграмотной разводки печатных плат. А самовозбуждение - это уже

    недобросовестная схемотехника. В самом неприятном случае спонтанное

    самовозбуждение (обычно на ВЧ) может даже выжечь твитер.

    Трек 15 - запись некоррелированного розового шума в обоих каналах.

    Шум - процесс случайный, и в этой фонограмме процессы в каналах идут

    независимо друг от друга. На слух такой шум воспринимается как

    звуковое облако внушительных размеров, висящее в воздухе. В первой

    редакции "АудиоДоктора" эта дорожка тоже была, но с синфазным

    розовым шумом. Теперь коррелированный розовый шум записан на дорожке

    16 в фазе и в противофазе. В данном случае сигнал в стереоканалах

    одинаков, синфазный шум должен фокусироваться между

    громкоговорителями, а противофазный - размазываться в пространстве,

    норовя "прилипнуть" к акустике одного или другого канала, какой

    На дорожках 17 и 18 записан розовый шум, отфильтрованный ФВЧ с

    частотой среза 500 Гц, отдельно для левого и правого каналов.

    Практика показала: бывает, что в стереорежиме фазировка раздельно на

    ВЧ, СЧ и НЧ (дорожки 2 - 4) даёт обнадёживающие результаты, а

    прослушивание выявляет некоторую ненатуральность звучания. Это может

    быть из-за того, что в левом или правом канале НЧ и ВЧ-излучатели

    несфазированы между собой.

    Для более точной локализации низкочастотных стояков при размещении

    левой и правой акустических систем в домашних помещениях служат

    дорожки 19 и 20. Они же могут быть использованы при настройке

    стереофонических сабвуферов в car audio (такое бывает). Треки

    полностью аналогичны дорожке 7, но записаны раздельно для левого и

    (заставлять никого не станем) мы дополнили инструментарий для

    настройки звуковых систем набором специальных аудиотреков для оценки

    заметности тех или иных искажений звукового сигнала или же

    способности слушателя их заметить. Специально обработанные сигналы

    для этой части диска по большей части разработаны американцем

    Арнольдом Крюгером как часть его исследований методик слепого

    сравнительного прослушивания. Дорожки очень короткие, для того,

    чтобы полностью исключить фактор кратковременности слуховой памяти,

    но их - много, поэтому для удобства работы мы записали на этот диск

    CD-text, и содержание каждой дорожки выводится на дисплей (если это

    предусмотрено у вашей техники) в сокращённо-условном виде. При

    описании дорожек мы будем приводить её обозначение на дисплее при

    Степень заметности искусственно введённых в фонограммы искажений

    зависит от их величины и природы и варьируется от "очень легко" до

    "почти невозможно". Это, имеется в виду, при условии безукоризненно

    работающего тракта и весьма талантливого слушателя. При желании,

    экспериментируя с разными трактами (и/или разными слушателями),

    можно многое узнать и о тех, и о других. Особенно увлекательными

    становятся коллективные упражнения с проверочными фрагментами, когда

    один из слушателей составляет "слепую" часть аудитории, это

    составители проверили и на себе, и на тех, кто попался под руку.

    Укрупнённо материалы для "проверки слуха" разбиты на три группы:

    частотные искажения различного механизма, нелинейные искажения и

    ударов в кастаньеты. В каждой паре первая дробь - исходная запись, а

    вторая - сделанная через фильтр нижних частот с очень большой

    крутизной. Вам предлагается оценить свою способность замечать

    ограничение полосы пропускания звукового тракта сверху.

    Дорожка 23 частота среза 9 кГц LP 9 kHz легко

    Дорожка 24 частота среза 12 кГц LP 12 kHz труднее

    Дорожка 25 частота среза 15 кГц LP 15 kHz трудно

    Дорожка 26 частота среза 18 кГц LP 18 kHz очень трудно

    и вывода информации о предстоящем разделе на дисплей.

    На дорожках 28-31 записано по две серии ударов в рабочий барабан. В

    каждой такой паре первая серия - исходная, референсная, вторая -

    записана через ФВЧ с разной частотой среза. Частоты откровенно

    низкие (некоторые - неприлично низкие), однако по-настоящему опытные

    слушатели это ловят, им для счастья требуется тракт с широкой

    полосой по низким частотам.

    Дорожка 29 частота среза 32 Гц HP 32 Hz труднее

    Дорожка 30 частота среза 20 Гц HP 20 Hz трудно

    Дорожка 31 частота среза 10 Гц HP 10 Hz почти невозможно

    взят аккорд на медных духовых. На каждом треке он сначала играется в

    исходном виде, а потом - после прохождения через тракт с частотной

    характеристикой, имеющей равномерный подъём к нижним частотам и

    такой же равномерный спад - к верхним. Типа - наклонная прямая,

    наклон, который вы заметите, будет означать чувствительность вашего

    слуха к перекосу общего тонального баланса.

    Дорожка 34 +2 дБ на 20 Гц, -2 дБ на 20 кГц Down 4 dB труднее

    Дорожка 35 +1 дБ на 20 Гц, -1 дБ на 20 кГц Down 2 dB трудно

    Дорожка 36 +0,5 дБ на 20 Гц, -0,5 дБ на 20 кГц Down 1 dB почти невозможно

    верхним частотам (TILT UP). Обратите внимание: при той же величине

    частотных искажений степень заметности будет иной.

    Дорожка 39 -2 дБ на 20 Гц, +2 дБ на 20 кГц Up 4 dB легко

    Дорожка 40 -1 дБ на 20 Гц, +1 дБ на 20 кГц Up 2 dB труднее

    Дорожка 41 -0,5 дБ на 20 Гц, +0,5 дБ на 20 кГц Up 1 dB трудно

    исходной фонограммы вырезана (цифровым режектором с затуханием -100

    дБ) полоса частот с центром на 4 кГц. Ширина вырезанной полосы -

    разная, как и степень заметности подобного вандализма.

    Дорожка 44 ширина полосы 1/3 октавы -1/3 oct. легко

    Дорожка 45 ширина полосы 1/6 октавы -1/6 oct. труднее

    Дорожка 46 ширина полосы 1/12 октавы -1/12 oct. трудно

    Дорожка 49 ширина полосы 1/3 октавы +1/3 oct. легко

    Дорожка 50 ширина полосы 1/6 октавы +1/6 oct. труднее

    Дорожка 51 ширина полосы 1/12 октавы +1/12 oct. трудно

    Провал около той же частоты 4 кГц создаётся с помощью

    параметрического эквалайзера с добротностью Q = 0,5, это означает

    ширину полосы примерно в две октавы, а глубина провала -

    Дорожка 54 - 1 дБ на 4 кГц -1 dB труднее

    Дорожка 55 - 0,6 дБ на 4 кГц -0,6 dB трудно

    Дорожка 56 - 0,4 дБ на 4 кГц -0,4 dB почти невозможно

    искажениями. На последующих - с искусственно внесёнными искажениями

    в виде типично встречающейся смеси гармоник. Оценку трудности мы

    здесь не даём, но вас удивит, насколько рано начинают быть слышны

    искажения на чистом тоне.

    Дорожка 60 - искажения 1,0% на 1 кГц THD 1%

    Дорожка 61 - искажения 10% на 1 кГц THD 10%

    сигнале. В короткий фортепианный фрагмент внесена вторая гармоника,

    искажающая симметрию сигнала. Обратите внимание: не так уж она и

    заметна, даже при очень высоком содержании.

    Дорожка 64 - 2-я гармоника, 0,1% 2nd 0,1%

    Дорожка 65 - 2-я гармоника, 1% 2nd 1%

    Дорожка 66 - 2-я гармоника, 10% 2nd 10%

    Дорожка 69 - 3-я гармоника, 0,1% 3d 0,1%

    Дорожка 70 - 3-я гармоника, 1% 3d 1%

    Дорожка 71 - 3-я гармоника, 10% 3d 10%

    уровнем относительно уровня сигнала.

    Дорожка 74 уровень шумов -70 дБ -70 dB

    Дорожка 75 уровень шумов -60 дБ -60 dB

    Дорожка 76 уровень шумов -50 дБ -50 dB

    Дорожка 77 уровень шумов -40 дБ -40 dB

    Дорожка 78 уровень шумов -30 дБ -30 dB

    искажения в фонограммы на дорожках 33-56. Название каждого графика

    появится на дисплее в начале раздела (если выводится CD-text),

    а обозначения кривых - во время их звучания.

    № дорожки / содержание / CD-text / степень трудности